Почему гимназии и лицеи перестали отличаться от массовой школы

13:24 14.04.2024 5034 просмотров

В России наблюдается любопытная тенденция — растет запрос на частные школы, причем, не только в столице, но и в регионах. За последние три года количество таких образовательных учреждений в стране увеличилось более чем на 37%. Процесс начался в пандемию — классы с небольшой по сравнению с муниципальными школами наполняемостью казались, очевидно, более безопасными. За это время родители оценили преимущества такого формата обучения — педагог успевает уделить время каждому, а ситуаций с буллингом практически нет. В Югре интерес к этому сектору не очень заметен — он представлен только православными гимназиями. А в Сургуте восемь лет назад закрылась самая популярная — частная школа Никитиной. Родители отмечают, что альтернативы стандартному образованию практически не стало. 20 лет назад ею были гимназии и лицеи, где учили по особой программе, дети проходили серьезный отбор при поступлении, и у родителей было ощущение, что ребенок получает качественное, эксклюзивное образование. Но сейчас все их отличия от обычной школы постепенно сошли на нет. Что стоит за этими тенденциями и стоит ли ждать перемен?

Гимназия Салахова – легендарная образовательная площадка не только Сургута, но и Югры, безусловный лидер рейтинга девяностых и нулевых. Когда опытный педагог и новатор Валерий Салахов создавал свою «лабораторию», обычная государственная школа была в глубокой депрессии. «Убитая» материально-техническая база, копеечные зарплаты педагогов, катастрофическое падение престижа профессии. Давно не обновлявшиеся образовательные программы отставали от времени.

«Нас не совсем устраивала уже на тот период та система образования, которая была. И поэтому, изучая все эти вопросы, изучая и международный опыт в ряде стран, стоял вопрос о том, что нам нужно переходить к той системе, которая давала бы на современном уровне те знания, которые должны были бы быть», — вспоминает народный учитель России, почетный гражданин Сургута, директор гимназии «Лаборатория Салахова» в 1991-2016 гг. Валерий Салахов.

И вот, на фоне всеобщей разрухи открывается элитная гимназия. Высочайшие требования к педагогическому составу, современные образовательные методики, дополнительные дисциплины для всестороннего развития — логика, риторика, танцы. Выйти за рамки стереотипов, возродить интеллектуальную элиту и лучшие традиции русской школы – тогда это выглядело как смелый эксперимент и общество его горячо поддержало. В стране началась мода на «видовое разнообразие» — всевозможные гимназии и лицеи, лингвацентры и спецшколы. А сургутские родители мечтали, чтобы их ребенок учился именно в «Салаховке» – готовы были месяцами ждать, оплачивать подготовительные курсы. А конкурс зашкаливал.

«Отбор обязательно должен быть, потому что ребенку и родителям нужно понять, способен он или не способен заниматься по такой программе. Если вы его заставите, ребенок потом не будет знать, куда себя деть. А учеба должна быть только в радость», — уверен Валерий Салахов.

Вскоре выяснялось, что попасть в гимназию – это еще «цветочки». Отныне жизнь ребенка и его семьи была полностью подчинена учебе. Многие такой ритм не выдерживали и сходили с дистанции. А Салаховка между тем показывала лучшие в городе результаты по олимпиадам и ЕГЭ. Как эти достижения отразились на взрослой жизни выпускников, конвертировались ли в их успешность за пределами школьных стен? Оправдались ли ожидания родителей, чьи дети закончили топовое образовательное учреждение? У всех по-разному.

«У нас очень много выпускников, которые стали руководителями, заведуют крупными лабораторными базами, работают за рубежом. Самое главное — это получение фундамента. А уже надстройку здания он ведет сам. И от того, насколько крепкий фундамент, зависит, насколько устойчивое будет то или иное сооружение», — пояснил Валерий Салахов.

Андрей Никитин – последний директор той самой гуманитарной гимназии, которую его мама Надежда Никитина открыла в 1994 году. Здесь подходы принципиально отличались от лаборатории Салахова. Во главу угла ставилась не столько успеваемость, сколько комфорт ребенка, создание доброжелательной и безопасной среды. Сюда попадали в том числе и дети, которые по каким-то причинам не прижились в других школах.

«Очень часто в муниципальных школах страшновато было. Я знаю, сам учился. Сейчас есть иностранное слово — буллинг. А тогда просто гнобили. Все эти разборки за гаражами, драки, деньги… Мы наших детей от этого всего ограждали», — рассказывает директор частной школы с углубленным изучением отдельных предметов в 2011-2016 гг. Андрей Никитин.

Обучение было платным и недешевым, тем не менее школа Никитиной от недостатка учеников не страдала. Говорят, среди них оказалось немало детей из состоятельных семей. Три иностранных языка, латынь – по набору учебных предметов гимназия оправдывала свой гуманитарный профиль. Плюс самые передовые на тот момент – «развивающие» технологии. Но главное, чем они привлекали клиентов – это пресловутый индивидуальный подход, который в обычной школе из-за большого количества детей реализовать невозможно. В гимназии Никитиной больше 15 человек в класс не брали, как бы кто не просил.

«Мы действительно сумели создать в нашей небольшой школе атмосферу семьи. Мы все были как семья, с 1 по 11 класс. У нас 11-классники знали по именам всех первоклашек. Ты приходишь в школу и тебе комфортно, как в домашних тапках. Тебе создали все условия для того, чтобы ты мог развиваться», — объясняет Андрей Никитин.

Проработав 22 года, гимназия Никитиной вынуждена была закрыться — из-за накопленных долгов по аренде. Чтобы сократить расходы, школа переезжала все дальше от центра, пока не оказалась в Кедровом. Возить своего ребенка на окраину многие семьи уже не желали. Зато государственная школа после полной разрухи возрождалась – особенно это было заметно в богатых регионах, в том числе у нас в Югре. Компьютерные классы, интерактивные доски, широкополосный интернет и даже школьные кванториумы – все это стало доступно для всех и бесплатно. Маленькое частное заведение по сути проиграло в конкурентной борьбе школе муниципальной.

«Как бы мы скептически не относились к системе образования, тот путь, который был проделан за последние 20-30 лет, он огромен — школа приходила в себя вместе со страной. Чем более конкурентной становилась школа государственная, чем спокойнее себя чувствовали родители, что с их детьми там все будет нормально, что дети действительно получат достойное образование, тем больше падал спрос на частную школу», — констатирует Андрей Никитин.

Законодательные изменения 2011-2012 годов полностью поменяли ситуацию в сфере общего образования. Во-первых, статус гимназий и лицеев, к разочарованию родителей, был по большому счету упразднен — они стали «общеобразовательными учреждениями», поскольку не все смогли подтвердить качество, соответствующее бренду. Кроме того, в обычных школах тоже появились профильные классы с углубленкой. Во-вторых, финансирование стало зависеть не от вывески, а от количества учеников. А, значит, школы теперь могли иметь такой же бюджет, как в недавнем прошлом гимназии и лицеи. Наконец, главное изменение – введение федерального государственного стандарта, который должен был навести порядок в образовательном пространстве. Педагоги, запутавшись в многообразии программ, методик и учебников, уже не понимали, чему учить, как и по каким критериям оценивать.

«Все, что было в 90-х, это было форменное безобразие — все, что касалось учебников, программ, каких хочешь. Я помню учебники Эриксона, где на Великую Отечественную — всего несколько страничек. И рассматривалось все это через призму Второй мировой войны. Слава богу, мы это пережили. Поэтому стандартизация должна быть. На уровне больших чисел она должна быть. Страдает ли от этого та небольшая часть детей, которые требуют особого подхода? Да, страдает. Но для этого и должны быть частные школы, специальные школы, школы с другими программами. Но они тоже должны быть стандартизированы», — уверен Андрей Никитин.

Сфера образования не статична. Она меняется вместе с обществом, реагирует на любые серьезные изменения. Несколько лет назад появился запрос на семейное и дистанционное обучение – и с каждым годом он только растет. Проснулся и интерес к элитному образованию, которое не может предложить массовая школа. А также к частным лицеям и гимназиям, где чадо будут холить и лелеять, заниматься с ним по индивидуальному учебному плану и гарантируют поступление в рейтинговый вуз. Мамы и папы, даже совсем не миллионеры, готовы за это платить. Ведь так хочется верить, что достойное образование станет для ребенка билетом в счастливое будущее.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ